Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

28.09.2016

Выступление Председателя Курганской областной Думы Д.В. Фролова на Втором открытом форуме прокуратуры, 28.09.2016 г.


Фролов Дмитрий Владимирович



Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопросы соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одними из приоритетных как для органов власти всех уровней, так и общественности.

В Курганской области в очереди на получение жилых помещений находится свыше 1,8 тысяч человек. Всего же более 3 тысяч детей-сирот в настоящее время признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями.

До последнего времени динамика предоставления жилья была положительная: с 22 жилых помещений в 2005 году до 312 в 2015 году.

Но существует общероссийская тенденция ежегодного роста темпов численности детей-сирот, у которых возникает право на обеспечение жилыми помещениями. Их численность более чем в два раза превышает показатели по обеспечению данной категории жильем. Курганская область не является исключением: если три года назад ежегодный прирост составлял в среднем 80 человек, то в настоящее время – около 300.

В целях скорейшего получения жилых помещений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всё чаще обращаются в судебные инстанции, которые удовлетворяют их исковые требования. При этом процесс наделения их жильём переходит в плоскость исполнительного производства. Это также влечёт за собой ряд вопросов. Невозможность одномоментно удовлетворить права нуждающихся в жилье привело к тому, что, по сути, формируются две очереди: по итогам рассмотрения исковых заявлений в судебных инстанциях и, непосредственно, очередников. Во многом такая ситуация ставит в неравные условия представителей одной и той же категории льготников.

Социальная значимость этого вопроса связана также с тем, что нарушение жилищных прав приводит к тому, что представители этой категории оказываются в зоне социального риска. Очевидно, что отсутствие жилья приводит к сложности реализации иных конституционных прав граждан, в том числе права на трудоустройство, на медицинское обслуживание и социальную помощь. Увеличивается вероятность асоциального поведения: бродяжничества, совершения правонарушений, систематического употребления алкоголя, наркотиков. Возникновение всех этих проблем усугубляется таким явлением, как вторичное социальное сиротство, когда выпускники детских домов в свою очередь отказываются от своих детей.

Несколько подробнее хотел бы остановиться на некоторых аспектах правового обеспечения реализации гарантий по обеспечению жильем детей-сирот.

***
Вопросы совершенствования федерального законодательства.

С 2005 года Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнес реализацию жилищных прав данной категории к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Решение этих вопросов является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляются ими самостоятельно.

Вместе с тем изменения федерального законодательства приводит к расширению обязательств регионов. В частности, с  1 января 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года существенно расширился круг лиц, относящихся к категории детей-сирот, имеющих право на обеспечение благоустроенным жильем.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий очередные изменения в части механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В частности, заявлено, что приоритетное внимание будет уделено следующим направлениям:

- уточнению порядка включения детей-сирот в список на получение жилого помещения;
- предоставлению возможности предъявлять иски о принудительном обмене жилого помещения, в котором проживают лица, лишенные родительских прав, их законным представителям, органам опеки и попечительства и прокуратуры;
- наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, за обеспечением санитарного и технического состояния таких помещений, а также за обеспечением их сохранности.

В Государственной Думе на рассмотрении находятся 5 проектов федеральных законов, подготовленных депутатами и законодательными органами субъектов Российской Федерации. Они предусматривают различные варианты совершенствования механизма предоставления жилья и использования жилых помещений. В частности, обращается внимание на необходимость компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период прохождения ими военной службы по призыву. Указанный вопрос актуален и для Курганской области.

Рассматривается законопроект, регламентирующий порядок и сроки осуществления контроля за жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

***
Совершенствование областного законодательства.

Курганская областная Дума совместно с Правительством области с учетом правоприменительной практики совершенствуется областное законодательство.

В 2015 году после обсуждения с органами исполнительной власти, прокуратурой Курганской области были внесены изменения в Закон Курганской области «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

С 2016 года вступили в силу нормы закона, которыми за Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области закреплены полномочия по приобретению материальных ресурсов (жилых помещений) и передаче их в муниципальную собственность. Департамент образования и науки Курганской области наделен полномочием по формированию на территории муниципальных образований списков детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Также внесены значительные изменения в Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Установлено, что органам местного самоуправления предоставляются материальные ресурсы (жилые помещения), а не денежные средства для приобретения жилья, как было ранее. Контроль за обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Департаментом имущественных и земельных отношений, Департаментом образования и науки и Финансовым управлением области.

Несколько слов о финансировании расходных обязательств.

Объем средств, выделяемых на реализацию полномочий субъекта, закладывается исходя из финансовых возможностей Курганской области. Тем не менее, после принятия закона о бюджете на 2016 год были внесены изменения и финансирование увеличилось в два раза: с первоначальных 220 до 530 млн. рублей. С учетом субсидий из федерального бюджета (89 млн. рублей) общее финансирование составит 619 млн. рублей, тогда как в 2015 году эта сумма составляла немногим более 297 млн. рублей. Таким образом, только за последние 7 лет финансирование обязательств по обеспечению жильем детей-сирот из областного бюджета выросло в 10 раз.

Отмечу, что субсидия из федерального бюджета составляет всего 17 процентов от общего объема финансирования. По сравнению с 2015 годом её размер вырос на 15 процентов, тогда как средства областного бюджета – более чем в два раза.

Представляется необходимым увеличение софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета, в первую очередь для регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности.  

***
Мониторинг правоприменения.

В 2015 году Правительством Российской Федерации утвержден Комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, рассчитанный до 2017 года. Основное внимание в этом документе уделено выявлению проблем правоприменения и устранению правовых пробелов в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и проведение мониторинга.

Применение норм федерального законодательства на территории Курганской области далеко не всегда положительна. Например, статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязывает органы государственной власти обеспечивать жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот, достигших возраста 18 лет. Практика показывает, что дети-сироты указанного возраста фактически не используют предоставленные им жилые помещения по различным причинам, включая обучение данных лиц в учреждениях профессионального образования, а также прохождение военной службы, отбывание наказания в местах лишения свободы. В Курганской области около 800 человек проживают в общежитиях профессиональных образовательных организаций. В Курганской областной Думе были озвучены данные о том, что в 2014 году в процессе контрольных выездов было выявлено, что 60 процентов квартир, предоставленных детям-сиротам, оказались незаселенными. В  Далматовском  районе по итогам проверки было выявлено, что во всех предоставленных за последние пять лет жилых помещениях не проживает ни один представитель из числа детей-сирот. Данные причины способствуют росту задолженности по оплате за коммунальные услуги.

Учитывая сложившуюся в Курганской области правоприменительную практику, Курганская областная Дума направила в Совет Федерации предложения о корректировке федерального законодательства.  

Как показывает практика, существуют определённые трудности, связанные с обязанностью при формировании специализированного жилищного фонда выполнять конкурсные процедуры, которые предусмотрены Федеральным законом №44. Это фактически исключает возможность покупки жилых помещений для детей-сирот у физических лиц, так как от них помимо информированности о возможности участия в таких конкурсах требуется аккредитация на электронных площадках, наличие электронной цифровой подписи, финансовое обеспечение заявки и контракта. В марте 2016 года Совет Федерации обсуждал необходимость внесение изменения в Федеральный закон №44 «О контрактной системе…», в том числе в части предоставления возможности приобретения жилых помещений у единственного поставщика и путем проведения запроса предложений.

Все эти проблемы рассматриваются, в том числе, в ходе деятельности межведомственных рабочих органов, в которых активное участие принимает Курганская областная Дума. В 2016 году многие из указанных вопросов рассматривались на заседании областной межведомственной комиссии по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, на совещании в Управлении  Федеральной службы судебных приставов.

Реализация прав детей-сирот находится на постоянном контроле двух комитетов областной Думы – комитета по социальной политике и комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике. В частности, в сентябре в рамках мониторинга внесенных в декабре 2015 года изменений в областное законодательство рассматривалась информация Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области по вопросу реализации полномочий в части проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении объектов капитального строительства, предназначенных для проживания детей-сирот.

В целях мониторинга правоприменения в 2016 году при областной Думе создана рабочая группа по вопросам реализации нормативных правовых актов Курганской области в части, касающейся предоставления жилых помещений детям-сиротам.

***
В заключении хотел бы еще раз отметить, что правоприменительная практика свидетельствует о возможности и необходимость совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих выполнение государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот.  

Совместными усилиями Правительства области, Думы, органов местного самоуправления, прокуратуры удалось добиться определенных результатов.

Важным направлением может быть совершенствование системы постинтернатного сопровождения. Необходимо и в дальнейшем создавать и развивать институт наставничества для выпускников детских домов, школ-интернатов при их вхождении в самостоятельную жизнь, помогать им адаптироваться в обществе.


Возврат к списку

Все выступления