Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

31.05.2010
Выступление по теме: Законотворчество

«Федеральный закон №83 направлен на повышение публичности и открытости деятельности бюджетных учреждений»



- Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 года – пожалуй, наиболее муссируемая сегодня тема и в средствах массовой информации, и на различных дискуссионных площадках. Татьяна Васильевна, каковы цели этой серьезнейшей законодательной реформы?

- Реформа преследует цели, актуальные для каждого россиянина. Главное – это повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств. Как сказал лидер партии «Единая Россия» Владимир Владимирович Путин, закон преследует цель «снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны, переориентировать их на запросы и интересы граждан России». Предпосылками для создания закона стали неудовлетворенность гражданами уровнем деятельности государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и отсутствие у них стимула к повышению качества своих услуг.
Законом устанавливаются новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений. Вместо существующей информации об исполнении сметы предметом отчетности бюджетного учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества.

- Одно из главных опасений, высказываемых по поводу ФЗ-83, - это то, что новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг…

- Данное утверждение не соответствует действительности. Федеральный закон уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх госзадания. Например, государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного плана общего образования, в которых устанавливается количество обязательных предметов и часов на каждый предмет. Весь этот объем по-прежнему будет бесплатным и полностью покрываться госзаданием. Другое дело, если родители захотят сверх госзадания и базисного учебного плана проводить, к примеру, не два урока физики в неделю, а 3 или 4. Такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания. Нарушения норм закона будет отслеживаться прокуратурой и региональным департаментом образования – если речь идет об образовательных услугах.
В ответ на безответственные заявления так называемой оппозиции о том, что конституционно закрепленные бесплатное здравоохранение и образование будут отменены, хочется сказать, что федеральный закон не изменяет вышеназванных положений законодательства Российской Федерации, а наоборот, ограничивает оказание платных услуг «только сверх задания».

- Татьяна Васильевна, граждан волнует, не приведет ли принятие закона к приватизации государственного имущества, а также то, что, возможно, новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками.

- По закону, собственник всего имущества бюджетных учреждений – это либо Российская Федерация, либо ее субъект, либо муниципальное образование. С принятием нового ФЗ все имущество по-прежнему останется в собственности соответствующего публичного правового образования, следовательно, никакой приватизации этого имущества не произойдет. Как и прежде, бюджетное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Невозможна и незаконна также передача в залог недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, земельных участков без согласия собственника. Все сделки с имуществом подконтрольны учредителю и собственнику.

- Прошел ли закон апробацию в регионах России?

- Ряд субъектов РФ по сути уже перестроили свою бюджетную сеть, исходя из принципов, заложенных в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» и Федеральном законе №83-ФЗ. Это Тюменская, Ленинградская области, республика Татарстан. Активно идут изменения типа учреждений, повышения их самостоятельности и эффективности в Краснодарском и Красноярском краях, Бурятии, Нижегородской области. Ни в одном из этих субъектов не произошло снижения объема или падения уровня оказания бесплатных услуг населению, но при этом существенно возросла активность, самостоятельность, открытость управления учреждениями, повысилось участие коллективов учреждений в определении приоритетов их развития, их чувство причастности к процессу развития учреждения и, наконец, выросла заработная плата рядовых сотрудников.
Так что, опыт реализации закона очень позитивный!

- Вы отметили повышение участия коллективов учреждений в определении приоритетов их развития…

- Совершенно верно. Реформирование не будет «палочным». Предусмотрено активное участие коллективов предприятий в реформе и, в частности, выборе вида бюджетного учреждения: будет ли это бюджетное учреждение нового типа, автономное учреждение или казенное учреждение. Призываю коллективы к неравнодушному активному самоопределению.

- ФЗ № 83 нередко обвиняют в коррупциогенности…

- Один из распространенных мифов – якобы, распределение госзаданий приведет к повышению коррупции. Подчеркну, причина коррупции – это не процессы формирования смет или госзаданий, а непрозрачность и нечеткость административных процедур. И как раз Федеральный закон направлен на повышение публичности и открытости деятельности бюджетных учреждений. Если сейчас сведения о бюджетном учреждении могут публиковаться по его инициативе, то, согласно новому ФЗ, публикация сведений (учредительные документы, план финансово-хозяйственной деятельности, годовая бухгалтерская отчетность, госзадание на оказание услуг, отчеты о результатах деятельности и прочее) станет обязательной, притом, в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте.
Законопроект вводит новые нормы контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием.
На мой взгляд, разговоры о коррупциогенности закона – это провокация и проявление безответственности, а не изъявление гражданской позиции. На самом деле закон призван именно «оздоровить» деятельность бюджетных организаций всех уровней.
И еще. Премьер-министр неоднократно говорил о том, что введение нового механизма должно стать одним из основных критериев оценки должностных лиц всех уровней, непосредственных руководителей бюджетных учреждений, стать индикатором их профессионализма и самодостаточности. С этим нельзя не согласиться.


Возврат к списку