Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

21.09.2018

Выступление Председателя областной Думы Д.В. Фролова на круглом столе на тему «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», 21.09.2018 г.


Фролов Дмитрий Владимирович



Добрый день, уважаемые участники круглого стола!

В областной Думе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с необходимостью совершенствования правового регулирования торговой деятельности. В прошлом году мы провели встречу представителей торговых сетей и сельхозтоваропроизводителей. Как вы помните, тогда обсуждались перспективы продвижения на рынок местной продукции, необходимость ограничения практики возврата изготовителям нереализованного товара, а также практика выплаты бонусов торговым сетям от поставщиков. Неоднократно вопросы государственного регулирования торговой деятельности поднимались на заседаниях комитетов.
Значительную работу в этом направлении проводит представитель областной Думы в Совете Федерации - Сергей Фёдорович Лисовский. Многие его инициативы направлены на защиту отечественных товаропроизводителей и получили статус федеральных законов.
Напомню, что в январе текущего года группой сенаторов и депутатов был разработан и внесен законопроект в сфере государственного регулирования торговой деятельности. Помимо Сергея Федоровича Лисовского в числе его соавторов выступил депутат Государственной Думы от Курганской области Василий Михайлович Шишкоедов.  
Разработчики предлагают, во-первых, внести изменение в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» с целью признания одним из основных направлений государственной аграрной политики - расширение доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции.
Вторая, и наиболее обсуждаемая новация, связана с установлением запрета на возврат поставщикам нереализованной в розничной сети продукции. Действующая норма Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» предусматривает запрет торговым сетям навязывать производителям условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока. Однако наличие правовой лазейки позволило условия возврата включать в договоры поставки. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что оспорить такое навязывание крайне сложно.
По мнению разработчиков законопроекта, розничные сети зачастую приобретают у производителей необоснованно крупные объемы товара, не руководствуясь анализом продаж. Не сумев вовремя реализовать скоропортящийся продукт, они просто отправляют его обратно. Мы считаем, что несправедливо ущерб от нерасторопности и непрофессионализма розницы перекладывать на производителя. Фактически поставщики дискриминируются, так как все предпринимательские риски перекладываются исключительно на них. По аналогии можно было бы потребовать от торговых сетей принимать обратно все продукты, которые покупатели не успели съесть, и они испортились. Но ведь этого нет и не будет! Так чем же лучше торговые сети наших потребителей? Кроме производителей страдают и рядовые потребители, поскольку затраты на утилизацию закладываются в конечную стоимость продукта.
При этом, как правило, отечественные производители находятся в заведомо худших условиях по сравнению с иностранными поставщиками, работающими с розничными сетями полностью на безвозвратной основе. Кроме того, применяемая сейчас практика возврата нереализованных продуктов прямо противоречит нормам международного права.
Таким образом, принятие полного запрета на возврат, по нашему мнению, позволит пресечь недобросовестные действия отдельных субъектов торговой деятельности.
В настоящее время закон принят в первом чтении. Он получил поддержку всех профильных комитетов Государственной Думы, Министерства сельского хозяйства, Федеральной антимонопольной службы. Проводилось его обсуждение в объединениях товаропроизводителей, предпринимательском сообществе, прошли слушания в Общественной палате России.
Мы внимательно проанализировали данный законопроект. 27 февраля на заседании областной Думы он был поддержан всеми депутатами. В апреле Сергей Федорович Лисовский докладывал нам о первых результатах работы Государственной Думы над проектом.
Мы неоднократно обсуждали этот документ с его автором. Сергей Фёдорович подчеркивал, что перед внесением законопроекта в Государственную Думу был изучен уже существующий положительный опыт. Ранее некоторые розничные сети в виде эксперимента подписали соглашение с отечественными объединениями пекарей и добровольно отказались от возврата хлебобулочных изделий. Конечно, были опасения, что вырастут цены на хлеб и снизится ассортимент продукции. Но по факту увидели обратную картину: в магазинах выросли продажи, а издержки производителей сократились. Повысилась ответственность менеджеров торговых сетей, отвечающих за поставку товаров. Они начали реально оценивать необходимый ассортимент и объемы поставок. В результате выиграли и производители, и торговые сети, и потребитель.
Таким образом, торговым сетям, конечно, придётся больше внимания уделять планированию закупок. В первую очередь это касается скоропортящихся продуктов. Но в борьбе за клиента они не пойдут на увеличение розничной цены на продукцию или на сокращение её ассортимента. Слишком уж велика конкуренция не только в городах, но и в районных центрах. Даже здесь существуют уже по 2-3 региональные и федеральные розничные сети. Кроме того, я думаю, что это подтолкнёт розницу к использованию различных инструментов активизации продаж, в том числе к динамичному ценообразованию в зависимости от срока годности товаров.
Спасибо за внимание.


Возврат к списку