Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Выступления депутатов Курганской областной Думы

25.08.2020

Доклад Председателя областной Думы Д.В. Фролова на круглом столе «Обсуждения поправок о порядке расчета зарплат бюджетников», 25 августа 2020 г.


Фролов Дмитрий Владимирович



Уважаемые коллеги!

Тема трудовых отношений — одна из важнейших для большинства наших граждан.

В 2012 году Президент обозначил перед нами стратегические задачи, предусматривающие повышение заработной платы основных категорий работников социальной сферы.

В Курганской области эти цели были своевременно и в полном объеме выполнены.

Но в то же время имеются нерешенные проблемы.

Вопрос повышения заработной платы тесно связан с вопросом справедливого определения ее размера.

К сожалению, мы часто встречаемся с обращениями бюджетников, свидетельствующими о низком размере окладов и выплат стимулирующего характера. Из-за этого заработная плата у работников одной квалификации и в одной организации может отличаться просто в разы! Я уже не говорю про дифференциацию зарплат между регионами.

В январе текущего года Президент в Послании Федеральному Собранию четко обозначил задачу - «поэтапно внедрять новую систему оплаты труда в здравоохранении, основанную на прозрачных, справедливых и понятных правилах, с установлением фиксированной доли окладов в заработной плате и единым для всей страны перечнем компенсационных выплат и стимулирующих надбавок». Это то, что ждёт от нас абсолютное большинство медицинских работников!

Фактически это первый этап реформирования всей системы оплаты труда бюджетников.

Важным шагом в этом направлении должен стать законопроект, вносящий изменения в статью 144 Трудового кодекса. Поэтому областная Дума приняла решение разместить его на своем официальном сайте с целью проведения общественной экспертизы.

Недавно наша партия обозначила в качестве одного из приоритетов при реформировании системы оплаты труда изменение предельного соотношения зарплат управленческого персонала и сотрудников бюджетных учреждений.
Эта тема, несомненно, важная и имеет несколько социальных аспектов. С одной стороны, значительный разрыв уровня средней заработной платы руководителя и сотрудников может привести к лишней напряженности в коллективе. Поэтому условия оплаты труда каждого должно быть прозрачными и понятными всем. Но желание механически сблизить уровень зарплат также может привести к потере квалифицированных управленцев, на которых возложена огромная ответственность за эффективную работу учреждений.

Напомню, что уже с 2008 года федеральное законодательство установило норму о предельном соотношении заработных плат для федеральных бюджетных и казенных учреждений. При этом исходили из их максимальной кратности - один к восьми.

В 2016 году данная практика была распространена практически на всю бюджетную сферу. В статье 145 Трудового кодекса вводилось понятие «предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы». Он предусмотрен для учреждений всех уровней подчинения и всех типов, и распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. Таким образом, с 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений увязываются со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников.

Несоблюдение установленного предельного уровня может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем.

Регулирование системы оплаты труда работников региональных учреждений отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а муниципальных – к компетенции органов местного самоуправления.
Правда существует один нюанс.

Правительству Российской Федерации, как и региональным органам государственной власти, и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать свои перечни организаций, на которые не распространяются указанные выше предельные уровни зарплат.

По некоторым федеральным учреждениям такое соотношение достигает 20 и 30-кратных величин. Например, в отношении руководителя ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (31 раз), ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (22 раза).

Но в основном этот предел не превышает восьмикратной величины.

Совместно с Правительством областная Дума своевременно приняла соответствующие нормативные правовые акты. Внесены изменения в Закон «О реализации на территории Курганской области отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации в сфере оплаты труда» и несколько отраслевых законов.

Насколько я знаю, в некоторых регионах предельный уровень соотношения зарплат руководителей и работников устанавливается законами. Мы приняли решение наделить этими полномочиями органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетной организации. Но вместе с тем, они не должны превышать размера, установленного Правительством области.

Как я уже отмечал, региональное Правительство имеет полномочие устанавливать перечень учреждений, в которых не учитывается предельный уровень оплаты труда управленческого персонала. Поэтому в настоящее время ограничения установлены не для всех учреждений.

Нами проведен мониторинг нормативной правовой базы регионального и муниципального уровней по этому вопросу.

Необходимо отметить, что здесь сложились разные подходы.

Как правило, предельный уровень, установленный исполнительным органом для подведомственных ему организаций ниже уровня, рекомендованного Правительством области. Это видно по системе здравоохранения, где максимальная кратность зарплат руководителей учреждений – 1 к 6, а не 1 к 8-ми.

Кроме того, сложились отличия в требованиях, установленных к условиям оплаты труда бюджетных учреждений. Например, в некоторых сферах они устанавливаются в трудовом договоре руководителя без каких-либо ограничений предельного уровня зарплаты в нормативном правовом акте исполнительного органа власти.

На муниципальном уровне соотношение предельного уровня  зарплат руководителей и сотрудников еще ближе. Максимально он также не превышает 6-кратной величины. Правда и здесь есть определённые вопросы. Даже по внешне одинаковым организациям органы местного самоуправления для руководящего состава устанавливают разные предельные величины зарплат.  

Например, в г. Шадринске предельный уровень заработной платы для руководителя МКУ ДЮСШ «Гонг» составляет от 1 до 2 зарплаты сотрудника, а для спортклуба «Торпедо»  – от 1 до 4, для руководителя МБУ ФОК «Парус»  – от 1 до 5.

Необходимость соблюдать эти «пороговые значения» – не единственное требование законодательства. Трудовой кодекс обязывает публиковать информацию о данной заработной плате в сети «Интернет» на сайтах госорганов, фондов и учреждений. Думой был принят соответствующий закон, а Правительством области - порядок размещения этой информации.

Постановление Правительства Курганской области от 25.07.2017 N 263 (ред. от 01.06.2020) «О Порядке размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области, государственных учреждений Курганской области и государственных унитарных предприятий Курганской области».

Мониторинг информационных ресурсов бюджетных учреждений свидетельствует, что требование законодательства выполняется.  Раскрывается вся информация о зарплатах руководящих работников.

Считаю, что сложившееся в Курганской области предельное соотношение максимальной заработной платы руководителей и сотрудников, как 1 к 6 вполне соответствует понятию «справедливого коэффициента».
Тем более, в настоящее время в Курганской области проходит достаточно сложный процесс формирование новой управленческой структуры в бюджетной сфере.

На протяжении двух последних лет проходит реорганизация образовательных учреждений. Меняется их статус, и, как следствие, проводится оптимизация управленческого персонала. При этом что важно, сокращения сотрудников не допускается. Объединение позволяет повышать качество образовательного процесса, обновлять материально-техническую базу. Но проводя такую работу, мы не должны забывать о том, что руководители учреждений – это, как правило, высококлассные специалисты. Их управленческий потенциал мы потерять не должны.

Считаю, что главная задача, которая стоит перед нами – это выработка такого подхода к решению проблемы, который позволил бы учесть интересы максимального количества работников бюджетной сферы.

Спасибо за внимание!



Возврат к списку