Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Комитет по региональной политике и местному самоуправлению


Основные направления деятельности комитета по региональной политике и местному самоуправлению:

1) осуществление региональной политики и местного самоуправления в Курганской области;

2) установление порядка назначения и проведения местного референдума в Курганской области;

3) установление порядка проведения выборов выборных лиц местного самоуправления Курганской области;

4) муниципальная служба в Курганской области;

5) административно-территориальное устройство Курганской области;

6) (в ред. от 27.10.2015 № 77) рассмотрение кандидатур мировых судей в Курганской области, судей, находящихся в отставке, для привлечения их к исполнению обязанностей мирового судьи;

7) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

8) образование, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

9) утверждение договоров и соглашений, заключаемых от имени Курганской области, утверждение которых отнесено к полномочиям Курганской областной Думы, соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

10) подготовка предложений по установлению и обустройству Государственной границы, проходящей по территории Курганской области;

11) установление порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;

12) иные вопросы, переданные для рассмотрения в комитет.

ИНФОРМАЦИЯ

о работе комитета Курганской областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

(за период работы 09.2015г. – 10.2016г.)

В составе комитета областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению работают 9 депутатов (Сажин В.Н. – заместитель Председателя Курганской областной Думы - председатель комитета, Кислицын В.А. – заместитель председателя комитета, Воинкова Т.В., Исламов М.Н., Обласов А.Д., Порубов В.В., Семенов В.А., Шиншин А.Ю., Ярушин Ю.В.).

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Курганской области «О Курганской областной Думе», Регламентом Курганской областной Думы, Положением о комитетах и мандатной комиссии Курганской областной Думы.

В процессе заседаний идет подготовка и предварительное рассмотрение проектов нормативных правовых актов, заслушиваются информации о ходе исполнения областного законодательства, рассматриваются обращения органов местного самоуправления, других ведомств по вопросам:

- региональной политики и местного самоуправления;

- муниципальной службы в Курганской области;

- административно - территориального устройства Курганской области;

- образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований;

- наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

- согласования кандидатур для назначения на должность мировых судей;

- ратификации Договоров и Соглашений, заключаемых органами государственной власти области с субъектами РФ.

Комитет разрабатывает и участвует в реализации предложений по развитию и реформированию   системы местного самоуправления в области, осуществляет контроль за исполнением законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе на территории области, рассматривает проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения органов государственной власти и местного самоуправления.

По согласованию с областной Думой организует взаимодействие с органами местного самоуправления Курганской области, Советом руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области, ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области», представительными (законодательными) органами субъектов РФ по вопросам осуществления региональной политики и местного самоуправления, проводит обсуждение законопроектов, затрагивающих интересы муниципальных образований.

Работа комитета организована в соответствии с годовыми и ежеквартальными планами, при разработке которых учитываются положения ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, предложения Правительства области, представительных органов муниципальных образований, постановления областной Думы.

За указанный период работы комитетом проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено 109 вопросов, из них 51 законопроект.

На рассмотрение областной Думы комитетом внесено 50 вопросов.

Основными направлениями законотворческой работы комитета является законодательное обеспечение деятельности муниципалитетов, создание условий для повышения эффективности муниципальной службы, правовое обеспечение выборов выборных лиц органов местного самоуправления Курганской области, проведения местного референдума. Значительную часть законотворческой деятельности депутатов занимает работа по приведению региональной законодательной базы в соответствие с федеральным законодательством.

В процессе работы над законопроектами запрашивается и учитывается мнение представительных органов муниципальных образований, Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области, ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области».

Обязательным условием подготовки законопроектов является их проработка с Управлением Министерства юстиции РФ по Курганской области, прокуратурой области, Правительством Курганской области.

Одним из направлений законотворческой деятельности комитета является реализация межрегиональной политики.

В целях обеспечения единства государственной политики на федеральном и региональном уровнях и упорядочения заключаемых Курганской областью соглашений внесены изменения в Закон Курганской области «О договорах и соглашениях Курганской области».

Предусмотрена обязательность Правительства Курганской области по согласованию проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (до их подписания) с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также направление проекта в Министерство экономического развития РФ.

Принято постановление Курганской областной Думы о выходе из состава Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большой Урал» в связи с нецелесообразностью дальнейшей деятельности в рамках данного объединения.

В сфере административно-территориального устройства Курганской области внесены изменения в Закон Курганской области «Об административно-территориальном устройстве Курганской области». При этом исключена обязанность Правительства Курганской области по подготовке и изданию «Справочника наименований административно-территориальных единиц Курганской области», так как данная норма не предусмотрена федеральным законодательством.

Большая работа проведена комитетом по подготовке и принятию Закона Курганской области «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области».

Данный закон позволяет муниципальным образованиям области самостоятельно определять один из двух способов избрания глав поселений.

В 2015 году законодательно был установлен единственно возможный способ избрания - представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В 2016 году в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ введен альтернативный способ – на муниципальных выборах. Законом предоставлено право органам местного самоуправления городских и сельских поселений самостоятельно, в своих уставах, определить способ избрания главы муниципального образования. В 2016 году восстановлена норма, согласно которой представительный орган муниципального района избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В целях учета мнения представительных органов муниципальных образований, а также выработки единой позиции законопроект направлялся во все представительные органы муниципальных районов и городских округов Курганской области и был рассмотрен на совместном заседании комитета и Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области.

Кроме того, в целях соблюдения принципа единообразия, законодательно регламентирован вопрос о сроках полномочий депутатов представительных органов муниципального образования, членов выборных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. В соответствии с уставами муниципальных образований эти сроки не могут быть менее двух и более пяти лет.

В связи с изменениями федерального законодательства неоднократно вносились соответствующие корректировки в законы Курганской области «О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области» и «О местном референдуме в Курганской области»:

- с целью устранения правовой неопределенности установлены сроки проведения повторных и дополнительных выборов с учетом дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы РФ;

- уточнен порядок участия представителей СМИ в работе избирательных комиссий;

- установлено количество наблюдателей, которые могут быть назначены зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в избирательную комиссию – не более двух, а также порядок представления их кандидатур в избирательную комиссию;

- уточнены положения о распределении бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных агитационных мероприятий;

- введена обязанность зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, участвовать в совместных агитационных мероприятиях;

- предусмотрен новый порядок отстранения от участия в работе члена участковой комиссии и удаления из помещения для голосования наблюдателей и иных лиц, если они нарушают законодательство РФ о выборах и референдумах – когда факт такого нарушения установлен в судебном порядке;

- уточнен порядок подсчета голосов избирателей, в частности нормы, касающиеся обработки бюллетеней участковой комиссией и выдачи заверенной копии протокола об итогах голосования;

- скорректированы положения, касающиеся информационного обеспечения выборов (например, в части участия в нем сетевых изданий, размещающих информацию в сети Интернет).

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепил за субъектами РФ право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В целях проведения эффективной государственной политики по наделению отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Курганской области приняты и действуют 14 законов. Ежегодно проводится их корректировка в связи с изменениями федерального законодательства и результатами мониторинга практики правоприменения.

В 2015 - 2016 годах дважды вносились изменения в Закон Курганской области «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений»:

- если прежняя редакция закона предусматривала обязанность сельских поселений по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то в настоящее время полномочие сформулировано, как «участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов»;

- исключена обязанность сельских поселений по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внесены изменения в Закон Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивного фонда Курганской области». С 2016 года из закона исключено положение о ежегодной обязанности по введению данного закона в действие законом Курганской области об областном бюджете (при условии утверждения соответствующих субвенций местным бюджетам). Аналогичные изменения внесены и в другие законы Курганской области, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.

В связи с необходимостью проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи внесены изменения в Закон Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области на подготовку проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи». Сокращены обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Курганской области, и установлен новый перечень их полномочий (обеспечение помещениями, предоставление необходимой охраны данных помещений, предоставление транспортных средств и оказание услуг связи). Законом дополнительно установлены права и обязанности Губернатора Курганской области в сфере информационно-методического обеспечения, контроля и отчетности за реализацией указанных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Внесены изменения в Закон Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования города Кургана отдельными государственными полномочиями в области ветеринарии», при этом уточнены:

- порядок предоставления отчетности органами местного самоуправления об осуществлении полномочий в области ветеринарии;

- методика расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления передаваемых полномочий;

- положения, регламентирующие проведение плановых и внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления.

Внесены изменения в Закон Курганской области «О регулировании отдельных положений разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами Курганской области» в части уточнения полномочий Правительства Курганской области и исполнительного органа государственной власти Курганской области, осуществляющего отраслевое либо межотраслевое регулирование в сфере управления государственным имуществом и в сфере имущественных и земельных отношений (в частности, исключен применяемый в отношении движимого имущества критерий суммарной остаточной стоимости). В результате корректировки постановление об утверждении согласованного органами местного самоуправления перечня передаваемого имущества будет приниматься исполнительным органом государственной власти Курганской области в случае, если согласованные предложения уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Курганской области предусматривают разграничение исключительно движимого имущества без учета его суммарной остаточной стоимости.

В целях повышения эффективности муниципальной службы и квалификации муниципальных служащих принят Закон Курганской области «О порядке заключения на конкурсной основе договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы в Курганской области между органом местного самоуправления и гражданином». На конкурсной основе орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области и гражданин могут заключить договор о целевом обучении (за счет средств местного бюджета). Обязательным условием заключения соответствующего договора является последующее прохождение гражданином муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения (срок не может быть менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении,      но не более пяти лет).

Внесены изменения в Закон Курганской области «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» в рамках применения принципа единообразия и системности к исчислению стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов (в соответствии с нормами Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). В связи с исключением полномочия Курганской области по определению порядка зачета в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности, указанный порядок установлен в соответствии с нормами федерального законодательства. В частности, в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и других гарантий, установленных законодательством и уставами муниципальных образований для муниципальных служащих, помимо периодов замещения должностей, указанных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», включены также периоды замещения должностей, включаемые в стаж государственной гражданской службы (перечень периодов утвержден Указом Президента РФ от 19.11.2007 г. № 1532).

В условиях оптимизации бюджетных расходов на содержание органов власти и в целях сохранения денежного содержания глав муниципальных образований и муниципальных служащих в Курганской области на прежнем уровне скорректирован коэффициент, определяющий размер должностного оклада главы муниципального образования (и соответственно - всех муниципальных служащих).

Внесены изменения в Закон Курганской области «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Курганской области» в части уточнения юридической терминологии (понятие «повышение квалификации муниципальных служащих» заменено на понятие «получение дополнительного профессионального образования муниципальными служащими»).

В целях правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления внесены изменения в Закон Курганской области «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Курганской области», которые предусматривают следующее:

- установлена обязанность должностных лиц органов местного самоуправления по обеспечению полноты, достоверности и своевременности направления документов и сведений для включения в регистр;

- уточнен способ направления муниципальных актов для включения в регистр в виде электронных документов – по информационно-телекоммуникационным каналам связи вместо направления по электронной почте;

- предусмотрена возможность направления в Правительство Курганской области муниципальных актов, сведений и копий документов, подлежащих включению в регистр, в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего лица. В данном случае их направление на бумажных носителях не требуется.

В целях обеспечения прав граждан на участие в местном самоуправлении и взаимодействие с органами власти принят Закон Курганской области «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Курганской области». Таким образом, впервые регламентирован порядок назначения и проведения опроса граждан, результаты которого носят рекомендательный характер.

Законодательно установлено, что опрос граждан проводится по инициативе:

- представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

- органов государственной власти Курганской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Результаты опроса граждан устанавливаются комиссией по проведению опроса граждан путем обработки данных, содержащихся в опросных листах.

Внесены изменения в Закон Курганской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курганской области», предусматривающие предоставление права на личный прием в первоочередном порядке не только для категорий граждан, определенных законодательством Курганской области (ветераны, инвалиды, беременные женщины), но и для иных категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Одним из важнейших элементов судебной системы является мировая юстиция. Мировые судьи на территории Курганской области рассматривают основную часть гражданских и административных дел, а также значительную часть уголовных дел.

Комитет по региональной политике и местному самоуправлению участвует в работе по кадровому обеспечению мировой юстиции, рассматривает документы кандидатов на должности мировых судей.             

В рамках реализации контрольных полномочий комитет регулярно рассматривает и анализирует информации о ходе исполнения законов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления, муниципальной службы, выполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Комитетом заслушаны и внесены на заседание областной Думы информации Правительства Курганской области о ходе исполнения законов Курганской области:

- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в сфере определения должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

- «Об административно-территориальном устройстве Курганской области»;

- «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курганской области»;

- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями в области ветеринарии».

Комитетом заслушана информация Правительства Курганской области о ходе выполнения государственной программы Курганской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих в Курганской области», в том числе о финансировании мероприятий указанной государственной программы за счет средств федерального бюджета.

Рассмотрены итоги работы Курганской областной Думы по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2015 года.

В целях установления и развития непосредственных деловых контактов между депутатами разных уровней, способствующих совершенствованию областного законодательства о местном самоуправлении, обобщению и распространению опыта нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, а также обсуждения актуальных проблем социально-экономического развития муниципальных образований комитет продолжает практику проведения совместных мероприятий с представительными органами муниципальных образований.

Одним из направлений реализации Концепции взаимодействия Курганской областной Думы с представительными органами муниципальных образований Курганской области» является деятельность Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области

Возглавляет работу Совета Председатель областной Думы Д.В. Фролов.

В феврале 2016 года состоялось совместное заседание Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области и комитета областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.

Участники заседания обсудили проект закона Курганской области «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области», заслушали итоги реализации в 2015 году соглашений о сотрудничестве Курганской областной Думы с представительными органами муниципальных районов и городских округов Курганской области.

Кроме того, члены Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов, представители Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области» принимают участие в заседаниях комитета по региональной политике и местному самоуправлению и областной Думы.

Комитет осуществляет взаимодействие с Правительством Курганской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области, Избирательной комиссией Курганской области, прокуратурой Курганской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по вопросам, входящим в его компетенцию.

Депутаты комитета ведут работу с избирателями, организуя встречи и приемы граждан по личным вопросам. В пределах своих полномочий способствуют обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей. Рассматривают поступившие от граждан обращения, предложения, заявления и жалобы, принимают меры к решению содержащихся в них вопросов. Изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления Курганской области.

Принимают участие в мероприятиях, проводимых областной Думой и Правительством Курганской области.