Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Комитет по региональной политике и местному самоуправлению


Основные направления деятельности комитета по региональной политике и местному самоуправлению:

1) осуществление региональной политики и местного самоуправления в Курганской области;

2) установление порядка назначения и проведения местного референдума в Курганской области;

3) установление порядка проведения выборов выборных лиц местного самоуправления Курганской области;

4) муниципальная служба в Курганской области;

5) административно-территориальное устройство Курганской области;

6) (в ред. от 27.10.2015 № 77) рассмотрение кандидатур мировых судей в Курганской области, судей, находящихся в отставке, для привлечения их к исполнению обязанностей мирового судьи;

7) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

8) образование, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

9) утверждение договоров и соглашений, заключаемых от имени Курганской области, утверждение которых отнесено к полномочиям Курганской областной Думы, соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

10) подготовка предложений по установлению и обустройству Государственной границы, проходящей по территории Курганской области;

11) установление порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;

12) иные вопросы, переданные для рассмотрения в комитет.


ИНФОРМАЦИЯ

о работе комитета Курганской областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

(за период работы 09.2016 г. – 10.2017 г.)

В составе комитета областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению работают 9 депутатов (Сажин В.Н. – заместитель Председателя Курганской областной Думы - председатель комитета, Кислицын В.А. – заместитель председателя комитета, Воинкова Т.В., Исламов М.Н., Обласов А.Д., Порубов В.В., Семенов В.А., Шиншин А.Ю., Ярушин Ю.В.).

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Курганской области «О Курганской областной Думе», Регламентом  Курганской областной Думы, Положением о комитетах и мандатной комиссии Курганской областной Думы.

В процессе заседаний идет подготовка и предварительное рассмотрение проектов нормативных правовых актов, заслушиваются информации о ходе исполнения областного законодательства, рассматриваются обращения органов местного самоуправления, других ведомств по вопросам:

- региональной политики и местного самоуправления;

- муниципальной службы в Курганской области; 

- административно-территориального устройства Курганской  области;

- преобразования муниципальных образований, установления границ муниципальных образований;

- наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

- согласования кандидатур для назначения на должность мировых судей;

- утверждение договоров и соглашений, заключаемых от имени Курганской области, органами государственной власти.

Комитет разрабатывает и участвует в реализации предложений по развитию и реформированию системы местного самоуправления в области, осуществляет контроль за исполнением законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе на территории области, рассматривает проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения органов государственной власти и местного самоуправления.

По согласованию с областной Думой организует взаимодействие с органами местного самоуправления Курганской области, Советом руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области, ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области», представительными (законодательными) органами субъектов РФ по вопросам осуществления региональной политики и местного самоуправления, проводит обсуждение законопроектов, затрагивающих интересы муниципальных образований.

Работа комитета организована в соответствии с годовыми и ежеквартальными планами, при разработке которых учитываются положения ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, предложения Правительства области, представительных органов муниципальных образований, постановления областной Думы.

За указанный период работы комитетом проведено 16 заседаний, на которых рассмотрено 212 вопросов, из них 115 законопроектов.

На рассмотрение областной Думы комитетом внесено 72 вопроса.

Основными направлениями законотворческой работы комитета являются законодательное обеспечение деятельности муниципалитетов, создание условий для повышения эффективности муниципальной службы, правовое обеспечение выборов выборных лиц органов местного самоуправления Курганской области, проведения местного референдума. Значительную часть законотворческой деятельности депутатов занимает работа по приведению региональной законодательной базы в соответствие с федеральным законодательством.

В процессе работы над законопроектами запрашивается и учитывается мнение представительных органов муниципальных образований, Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области, ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области».

Обязательным условием подготовки законопроектов является их проработка с Управлением Министерства юстиции РФ по Курганской области, прокуратурой области, Правительством Курганской области.

В рамках развития социально-экономического партнерства Курганской области приняты два закона Курганской области, направленные на правовое закрепление сложившихся межрегиональных и международных социально-экономических связей:

- Об утверждении Соглашения между Курганской областью и Карачаево-Черкесской Республикой о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах;

- Об утверждении Соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Северо-Казахстанской области (Республика Казахстан).

С целью повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2017 году начался процесс оптимизации сельских поселений путём их объединения, что в перспективе позволит консолидировать финансовые ресурсы, увеличит возможности муниципальных образований по исполнению полномочий, сократит расходы на содержание органов местного самоуправления.

На 01.11.2017 г. в Курганскую областную Думу внесено 23 проекта законов Курганской области, предусматривающих объединение муниципальных образований, из них в первом чтении принято 15:

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований «Казаркинский сельсовет» и «Трюхинский сельсовет», входящих в состав Макушинского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 13.10.2017 г. Казаркинской сельской Думой Макушинского района Курганской области);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Чебаковский сельсовет, Басковский сельсовет, Мартинский сельсовет и Слевинский сельсовет, входящих в состав Макушинского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 13.10.2017 г. Чебаковской сельской Думой Макушинского района Курганской области);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Раскатихинского сельсовета и Ярославского сельсовета, входящих в состав Притобольного района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 09.10.2017 г. Раскатихинской сельской Думой Притобольного района Курганской области);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Брылинский сельсовет, Житниковский сельсовет, Новоиковский сельсовет, Северный сельсовет и Чашинский сельсовет, входящих в состав Каргапольского района Курганской области, путем их объединения и внесения изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 06.10.2017 г. Чашинской сельской Думой Каргапольского района Курганской области);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Кислянский сельсовет, Малобеловский сельсовет и Фадюшинский сельсовет, входящих в состав Юргамышского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 03.10.2017 г. Кислянской сельской Думой Юргамышского района Курганской области);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Половинский сельсовет, Менщиковский сельсовет, Новобайдарский сельсовет, Хлуповский сельсовет и Чулошненский сельсовет, входящих в состав Половинского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 14.09.2017 г. Половинской сельской Думой Половинского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Боровлянского сельсовета и Притобольного сельсовета, входящих в состав Притобольного района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 14.09.2017 г. Боровлянской сельской Думой Притобольного района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Боровской сельсовет и Зюзинский сельсовет, входящих в состав Белозерского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 08.09.2017 г. Боровской сельской Думой Белозерского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Елошанский сельсовет, Балакульский сельсовет и Дубровинский сельсовет, входящих в состав Лебяжьевского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 04.09.2017 г. Елошанской сельской Думой Лебяжьевского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Верхнеключевской сельсовет и Зырянский сельсовет, входящих в состав Катайского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 30.08.2017 г. Верхнеключевской сельской Думой Катайского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Верхнетеченский сельсовет и Лобановский сельсовет, входящих в состав Катайского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 25.08.2017 г. Верхнетеченской сельской Думой Катайского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Камаганский сельсовет и Большеберезовский сельсовет, входящих в состав Куртамышского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 23.08.2017 г. Камаганской сельской Думой Куртамышского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Обанинский сельсовет, Закоуловский сельсовет и Каминский сельсовет, входящих в состав Куртамышского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 23.08.2017 г. Обанинской сельской Думой Куртамышского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований Баксарский сельсовет и Калашинский сельсовет, входящих в состав Лебяжьевского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 08.08.2017 г. Баксарской сельской Думой Лебяжьевского района);

- проект закона Курганской области «О преобразовании муниципальных образований «Батуринский сельсовет» и «Кабанский сельсовет», входящих в состав Шадринского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (внесен 21.07.2017 г. Батуринской сельской Думой Шадринского района).

6 законов принято во втором чтении:

- «О преобразовании муниципальных образований Митинский сельсовет и Ровненский сельсовет, входящих в состав Кетовского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области»;

- «О преобразовании муниципальных образований Ягоднинский сельсовет, Чистовский сельсовет и Рыбновский сельсовет, входящих в состав Альменевского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области»;

- «О преобразовании муниципальных образований Барабинский сельсовет и Темляковский сельсовет, входящих в состав Кетовского района, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области»;

- «О преобразовании муниципальных образований Пепелинский сельсовет и Масловский сельсовет, входящих в состав Куртамышского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области»;

- «О преобразовании муниципальных образований Советский сельсовет и Угловской сельсовет, входящих в состав Куртамышского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области»;

- «О преобразовании муниципальных образований Иковский сельсовет и Чашинский сельсовет, входящих в состав Кетовского района, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области».

Процесс оптимизации муниципальных образований будет продолжен в дальнейшем. В целях упорядочения данной работы на основе анализа сложившейся практики законодательно уточнены условия внесения в Курганскую областную Думу законопроектов, устанавливающих (изменяющих) границы муниципального образования:

- введены новые требования к содержанию законопроектов об установлении (изменении) границ муниципальных образований и прилагаемым к ним документам;

- установлена норма о том, что законопроект об установлении границ муниципального образования вносится в Курганскую областную Думу до рассмотрения законопроекта по вопросу преобразования муниципальных образований во втором чтении (действующая ранее редакция закона предусматривала одновременное представление законопроектов о преобразовании муниципальных образований и установлении  границ муниципальных образований).

На сегодняшний день принято 6 законов, устанавливающих границы вновь образованных муниципальных образований:

- «Об установлении границ муниципального образования Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области»;

- «Об установлении границ муниципального образования Митинского сельсовета Кетовского района Курганской области»;

- «Об установлении границ муниципального образования Барабинского сельсовета Кетовского района Курганской области»;

- «Об установлении границ муниципального образования Пепелинского сельсовета Куртамышского района Курганской области»;

- «Об установлении границ муниципального образования Советского сельсовета Куртамышского района Курганской области»;

- «Об установлении границ муниципального образования Ягоднинского сельсовета Альменевского района Курганской области».

В соответствии с изменением федерального законодательства представительным органам городских поселений предоставлено полномочие по принятию решения об изменении статуса городского поселения (путем наделения статусом городского округа либо лишения статуса городского округа). Ранее подобное изменение правого статуса было возможным только в результате прямого голосования на территории соответствующих муниципальных образований.

Федеральное законодательство внесло изменение в определение понятия «городской округ», под которым понимаются один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. К полномочиям субъектов РФ отнесено определение места нахождения административного центра городского округа. Следствием этого стала реализация в 2017 году полномочия по законодательному определению административных центров городских округов - Кургана и Шадринска.

В связи с изменениями федерального законодательства неоднократно вносились соответствующие корректировки в законы Курганской области «О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области» и «О местном референдуме в Курганской области»:

- введена возможность организующей муниципальные выборы, местный референдум комиссии принять решение о приобретении в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации соответствующими нижестоящими комиссиями бюллетеней, открепительных удостоверений, используемых при проведении таких выборов, референдумов (до внесения изменений приобретение бланков указанных документов осуществлялось исключительно организующей указанные выборы, референдум комиссией);

- сократился с 40 до 25 дней период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, установленный законом.

В целях приведения в соответствие с изменившимся федеральным законодательством внесены изменения в Закон Курганской области «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области», согласно которым:

- уточнены отдельные положения статьи 3 Закона Курганской области в части требований к уровню профессионального образования муниципальных служащих;

- также Закон дополнен положениями, предусматривающими учет направления подготовки при определении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Курганской области.

- исключена норма, предусматривающая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для отдельных групп должностей большую, чем это предусмотрено федеральным законодательством.

- с 1 января 2018 года предусмотрено ведение реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия. К лицам, сведения о которых подлежат размещению в реестре, в том числе отнесены муниципальные служащие;

- кроме того, в условиях оптимизации бюджетных расходов на содержание органов власти и в целях сохранения денежного содержания глав муниципальных образований и муниципальных служащих в Курганской области скорректирован коэффициент, определяющий размер должностного оклада главы муниципального образования (и соответственно - всех муниципальных служащих).

В связи с изменениями федерального законодательства внесены изменения в Закон Курганской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области».

Исключена терминология «право решающего голоса», применяемая ранее в отношении главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняющего полномочия председателя представительного органа.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепил за субъектами РФ право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В целях проведения эффективной государственной политики по наделению отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Курганской области приняты и действуют 14 законов. Ежегодно проводится их корректировка в связи с изменениями федерального законодательства и результатами мониторинга практики правоприменения.

Внесенными изменениями в Закон Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями в области ветеринарии» с 1 января 2018 года к полномочиям Правительства Курганской области отнесено установление порядка проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципальных районов и городских округов Курганской области. Кроме того, с 1 января 2018 года увеличивается с 1040 рублей до 1500 рублей норматив расходов органов местного самоуправления муниципального района (городского округа) на оплату услуг по отлову и содержанию одного безнадзорного животного.

Принят Закон Курганской области  «О внесении изменений в Закон Курганской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния», который предусматривает следующее:

- с 01.01.2018 г. исключаются полномочия, исполняемые органами сельских поселений в Курганской области, на регистрацию актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, расторжения брака, установления отцовства); органами местного самоуправления сельских поселений будет осуществляться только регистрация брака;

- городское поселение Каргапольского района и сельские поселения Шатровского района исключаются из перечня муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены полномочиями на государственную регистрацию актов  гражданского состояния.

В целях оптимизации полномочий, которые не обеспечены финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами, и по итогам анализа позиции органов местного самоуправления принято решение о внесении изменений в Закон Курганской области «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений». В соответствии с указанным нормативным правовым актом с 1 января 2018 года из перечня полномочий сельских поселений будут исключены следующие вопросы:

- утверждение генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки;

- утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

- выдача разрешений на строительство, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 

- осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Данные вопросы на территориях сельских поселений будут решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В целях учета мнения представительных органов муниципальных образований, а также выработки единой позиции законопроект направлялся во все представительные органы муниципальных районов и городских округов Курганской области для замечаний и предложений.

В развитие норм федерального законодательства, в части права граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления, а также обязанности государственных органов и их должностных лиц оказывать содействие населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления принят Закон Курганской области «Об отдельных вопросах оказания содействия населению в осуществлении местного самоуправления на территории Курганской области», регулирующий данные правоотношения, где закреплены соответствующие полномочия Курганской областной Думы и Правительства Курганской области.

Одним из важнейших элементов судебной системы является мировая юстиция. Мировые судьи на территории Курганской области рассматривают основную часть гражданских и административных дел, а также значительную часть уголовных дел.

Комитет по региональной политике и местному самоуправлению участвует в работе по кадровому обеспечению мировой юстиции, рассматривает документы кандидатов на должности мировых судей.              

В рамках реализации контрольных полномочий комитет регулярно рассматривает и анализирует информации о ходе исполнения законов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления, муниципальной службы, выполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Комитетом заслушаны и внесены на заседание областной Думы информации Правительства Курганской области о ходе исполнения законов Курганской области:

- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в сфере определения должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями в области ветеринарии»;

- «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений»;

- «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области»;

- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

В апреле 2017 г. на заседании комитета областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрено обращение Главы города Кургана по вопросу необходимости разработки проекта закона Курганской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Курганской области». Принято решение о создании рабочей группы, которую возглавил В.Н. Сажин.

В целях установления и развития непосредственных деловых контактов между депутатами разных уровней, способствующих совершенствованию областного законодательства о местном самоуправлении, обобщению и распространению опыта нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, а также обсуждения актуальных проблем социально-экономического развития муниципальных образований комитет продолжает практику проведения совместных мероприятий с представительными органами муниципальных образований.

Одним из направлений реализации Концепции взаимодействия Курганской областной Думы с представительными органами муниципальных образований Курганской области является деятельность Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области.

Возглавляет работу Совета Председатель областной Думы Д.В. Фролов.

В ноябре 2016 года состоялось совместное заседание Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области и комитета областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.

Участники заседания обсудили проект закона Курганской области «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об административно-территориальном устройстве Курганской области», заслушали информацию Правительства Курганской области о ходе исполнения Закона Курганской области «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», информацию о ходе исполнения Закона Курганской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области», информацию об организации работы представительного органа муниципального образования по предоставлению депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведению проверки достоверности и полноты предоставляемых сведений в 2017 году.

Кроме того, члены Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов, представители Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области»  принимают участие в заседаниях комитета по региональной политике и местному самоуправлению и областной Думы.

Комитет осуществляет взаимодействие с Правительством Курганской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области, Избирательной комиссией Курганской области, прокуратурой Курганской области, органами местного самоуправления  муниципальных районов и городских округов по вопросам, входящим в его компетенцию.

Депутаты комитета ведут работу с избирателями, организуя встречи и приемы граждан по личным вопросам. В пределах своих полномочий способствуют обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей. Рассматривают поступившие от граждан обращения, предложения, заявления и жалобы, принимают меры к решению содержащихся в них вопросов. Изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления Курганской области. Принимают участие в мероприятиях, проводимых областной Думой и Правительством Курганской области.

Дата изменения: 25.12.2017 14:39